ПОСЛЕДНИЙ ЧАСъ

Выпуск подготовил И.Столичный
Все фото автора

Движение Фиолетовых
Все ресурсы
Книга жалоб




Акафист Державной


Эсхатология ствола


Налог на воздух


Future: нацизм


Отпор террору


После Ирака

 

 

 

 

 

(Для увеличения - кликни)

 

История группы Laibach.

Группа Laibach родилась в Югославии в 1980-м году, через несколько месяцев после ухода из жизни многолетнего лидера страны Иосифа Броз Тито. Команда расквартировалась в индустриальном городке Трбовлье, недалеко от Любляны, главной достопримечательностью которого были угольные шахты (сейчас это территория Словении). В годы фашистской оккупации немцы называли Любляну Laibach, так решено было назвать и новорожденную команду. По-настоящему активная творческая жизнь началась для группы в 1980 году. И началась скандально. Первый публичный концерт власти отменили, ссылаясь на недопустимое использование фашистской символики. Команда сразу оказалась под колпаком у службы безопасности, стараниями которой им не удавалось выступать перед широкой публикой вплоть до июня 1981 года. Свой первый концерт в Любляне Laibach отыграли в январе 1982 года, и с тех пор Любляна, Загреб и Белград становятся постоянными остановками их концертных маршрутов. Этот младенческий период жизни Laibach задокументирован на концертных аудиокассетах "Laibach-Zagreb-Belgrad", которые обычно продавались на их выступлениях. Цензура не зря ополчилась на молодую команду. Четверо молодцев в черных униформах, шквальная, жестко ритмичная звуковая атака, регалии различных тоталитарных систем вместо декораций, слайды военных времен - ассоциации напрашивались сами собой. Раздражало и нарочитое использование в их звуковых коллажах отдельных реплик из выступлений политических лидеров, в том числе и Тито.
Своим первым официальным релизом Laibach считают кассету "The Laibach/Last Few Days", которая вышла в 1983 году. В скором времени появились еще две кассеты, изданные местными лейблами, "Staal Tapes" и "Skuk". В первые несколько лет четверым музыкантам удавалось скрывать свои имена за вывеской Laibach, общей для всех. Ситуация несколько изменилась с приходом нового вокалиста Милана Фраса (Milan Fras), чей характерно рычащий, "техногенный" голос и зловещий, пронизывающий взгляд слишком выбивались из общего ряда. С тех пор Laibach "идентифицируют" именно по Фрасу.
Одно из ранних появлений группы на югославском телевидении тоже закончилось скандалом. На съемки музыканты пришли с выбритыми головами и в военной форме. Не усмотреть в этом провокацию было просто невозможно. Официальные власти запретили команде вести, какую бы то ни было деятельность в пределах Любляны. Запрет оставался в силе до 1987 года.
В конце 1984 года, когда планировалось издание ЕР "Panorama/Die Liebe's", команда подготовила приуроченный к этому событию концерт, который пришлось анонсировать тайком. Афиши расклеивались по городу вечером накануне концерта, причем изображался на них только фирменный крест, эмблема Laibach. Концерт и постер сохранились на живом альбоме "M.B. December 21, 1984".
В 1985 году Laibach тесно подружились с коллективом художников, стоящих на тех же эстетических позициях, под названием Irwin, а заодно и с театральной труппой Scipion Nasice Sisters. Их тройственный союз получил название Neue Slowenische Kunst, или NSK. Эти люди стали постоянными творческими партнерами, а иногда и соучастниками живых выступлений Laibach, которые нередко предоставляли свои концертные площадки для выставок художественных работ.
Полноценный студийный дебют группы увидел свет только в 1985 году. Вместо названия на обложке был начертан тот же фирменный крест. В 1995 году альбом был переиздан в Словении (а в 1999 году - в США и Европе) под названием "Laibach". Это один из первых образцов настоящего индастриела, с мрачным, едким и вкрадчивым саундом, с обессмысленными цитатами политических спичей. Laibach явно шагали впереди своего времени, заглядывая на много лет вперед и в музыкальном, и в концептуальном отношении.
Еще один альбом 1985-го года издания "Nova Akropola" проводил параллель между форматом классического рока и отлаженным организмом тоталитарного государства.
"Мы никогда не считали музыку своим основным занятием. Она нужна нам как средство выражения наших взглядов. Ограничиться какой-то одной узкой сферой деятельности мы не смогли бы", - утверждали музыканты. И не ограничивались, превращая свои шоу в театрализованное поле битвы политических идей.
Laibach на роду было написано нервировать власть имущих. Когда на родине стало совсем невмоготу, они пригласили английскую группу Last Few Days для совместного тура под названием "Occupied Europe", с которым проехали как по Восточной Европе, тогда еще строившей социализм, так и по западноевропейским странам, входившим в блок НАТО. Живой альбом, основанный на материалах концертов в Лондоне, Гамбурге и Любляне, вышел под тем же названием "Occupied Europe" в августе 1986 года.
В том же 1986 году группа подготовила новый студийный альбом "Baptism", который представлял собой саундтрек, написанный музыкантами для сценической постановки NSK "Baptism Under Triglav". На тот момент музыка группы сводилась в основном к причудливым комбинациям военных маршей и разнообразных примочек. Интересовались такого рода произведениями разве что поклонники Throbbing Gristle или Nurse With Wound. Но вскоре все должно было измениться.
Творчеством югославских германофилов заинтересовались западные рекординговые компании. Американский лейбл Wax Trax! и британский Mute обеспечили лонг-плею 1987 года "Opus Dei" выход к широкой международной аудитории. Пластинка включала странные, громоподобные кавер-версии "One Vision" Queen (в переводе на немецкий и соответственно в совершенно неожиданной, зловещей интерпретации) и хита "Life Is Life", единственной известной песни группы Opus. Видеоклипы на оба трека попали в горячую ротацию на MTV. Стараниями новых рекординговых патронов Laibach смогли проехать по Европе и Северной Америке со своим первым международным туром.
Хотя далекий Запад встречал группу не всегда однозначно, понимающие люди оценили творческую самобытность Laibach. Ведущий BBC Джон Пил (John Peel) пригласил музыкантов для сессионных записей, которые впоследствии были опубликованы на альбоме "John Peel Sessions", а Майкл Кларк (Michael Clark) заказал им музыку для своего танцевального шоу "No Fire Escape in Hell". Еще один реализованный ими проект, более глубокий и ответственный, - музыкальное сопровождение к спектаклю "Макбет", поставленному в Гамбурге творческим союзом NSK.
Фантазия участников Laibach била ключом. В 1988 году им пришло в голову аранжировать поп-музыку в стиле Вагнеровских опер, что вылилось в ЕР "Sympathy for the Devil". На диске были представлено несколько версий классических треков Rolling Stones. Следом появился еще более занятный альбом "Let It Be" - фактически весь знаменитый прощальный альбом Beatles, кроме заглавного трека, в новых непредсказуемых аранжировках. Одну из песен, "Across the Universe", исполнила певица Германия (Germania), участница NSK. Ее эфирный вокал отныне будет фигурировать на многих записях Laibach. Еще одно мировое турне, прошедшее гораздо успешнее, заставило подсуетиться аудиопиратов, чьими усилиями появилась видеозапись концерта в Далласе. Массовый успех команды логично наводил на мысль о необходимости переиздать ранние записи, малоизвестные широкому слушателю. Первыми за это взялись те же аудиопираты.

Laibach в Точке. Незабываемо и вовремя.

Нельзя сказать, что Laibach в Точке 11 сентября вызвал ажиотаж круче, чем Маккартни на Красной площади. Пришли всего тысячи две из тех, кто смог осилить 800-рублевый билет и желал видеть живых легенд из Словении. Нам москвичам грех сетовать на отсутствие развлечений. Даже если нет денег на дорогой билет всегда можно включить CNN или Eurоnews и посмотреть мрачняк про то как чёрные расисты насилуют белых женщин в Новом Орлеане или опять же адское "реалити-шоу башен - близнецов" вперемешку с рекламой. 11 сентября праздновали не только День танкиста. В клубе Б2, например, прошло торжественное открытие сезона детских праздников.
Laibach выступали у нас в 1994 году и 1996-м. В Горбушку набивалось тыщи по 3 в бомберах и берцах. На этот раз пипл был, что называется разномастный, одетый кто во что, в возрасте от 17 до 60-ти. Начало концерта назначенное на 18-00 оттягивалось почти 2 часа. Перед входом образовалась длиннейшая очередь, которая надо сказать вела себя по сравнению с поклонниками Exploited просто образцово. Ожидающие заряжались пивом, делились впечатлениями от прошлых концертов, потрясали окружающих приобретёнными в предпродаже билетами по 150 руб! Местные security радовали толпу приколами в мегафон: "При проходе в клуб содержимое брюк держите в руках!" Оказавшись в клубе народ под бодрящие звуки маршей скупал майки, CD среди которых двойной Best за 700руб, DVD 1997 года за 1500 руб. и презервативы с надписью ANTISEMITIZM и фирменным крестом Laibach. На верху в VIPе тусовались словенские дипломаты. В толпе мелькала Алина Витухновская, люди из Коммерсанта и рок-журналисты. В 20-00 марши резко оборвались и навалилась короткая тишина. Как перед артобстрелом. Через минуту кто-то истерично завопил: Laibach!!! Плотная толпа, отделенная от сцены бруствером из кованых ящиков с комбиками наверху, многоголосо подхватила Laibach, Laibach, Laibach !!! Первым появился длинный и худой гитарист, за ним заняли свои места барабанщик и клавишник. Первую вещь отыграли без вокалиста. Ураганный индастриэл с настоящим демоническим голосом Милана Фраса начался со второй композиции. По бокам расположились бэк-вокалистки барабанщицы с бутафорскими косичками. Лучшие вещи группы за все времена рушились в зал одна за другой как волны цунами, наполняя души слушателей лавиной запредельной радости. Многие не скрываясь плакали слезами счастья, и удивительным образом этот порыв передался на сцену. На одной из фото можно видеть, как по лицу барабанщицы тоже текут слезы восторга. После третьей вещи Фрас скинул стеганую безрукавку и остался с обнаженным торсом. Девушки -барабанщицы перевоплотились из пионерок-гитлеръюгендок в настоящих белокурых бестий с распущенными волосами. Стробоскопический и цветной свет, мистический вокал, пронзительный нехарактерный для индастриэла звук гитары и настоящий тоталитарный саунд делают концерты Laibach незабываемыми. Адриан Хэйтс, Дас Ихь, Лакримоза, наш Satarial сильнейшие коллективы, творят в смежных готик-индустриальных направлениях, но впечатление от Laibach многократно сильнее. В завершение концерта произошла неприятная потасовка: явно перебравший чувак взобрался на сцену и стал расшвыривать микрофоны и стойки. Его быстро скрутили, но со сцены что-то успело пропасть, поэтому гостей обыскивали на выходе. Тем не менее впечатление от концерта осталось самое лучшее. История Laibach вселяет надежду на проявление музыкальной толерантности со стороны наших властей к таким признанным лидерам OI -сцены как Коловрат, Цыклон-Б и многим другим талантливым коллективам, до сих пор испытывающим адский прессинг тоталитарного антирусского совка.

 

 

 

 

 

(Для увеличения кликни фото)

Падение Берлинской стены Laibach приветствовали изданием сингла "Oktober/Geburt Einer Nation", на котором были представлены техно-версии заглавного трека и ремикс, сделанный загадочным коллективом Kraftbach. Вообще падение Берлинской стены, которое стало сигналом крушения всего коммунистического блока в Европе, подарило музыкантам Laibach целые россыпи новых тем. Теперь в фокус их внимания попал принципиально изменившийся мир, в котором на смену утопическим мечтам пришли циничные реалии рыночной экономики.
В 1992 году был готов следующий лонг-плей "Kapital", главной темой которого оказался, как нетрудно догадаться, капитализм, решительно подминающий под себя Восточную Европу. А главным средством выражения этой темы - минималистское техно. Трек-лист альбома включал только оригинальный материал (большая редкость для Laibach), использующий уже знакомые музыкальные средства: военизированные духовые, дерзкие сэмплы, пение, похожее на лай, резкие оркестровки. В общем, "звериный оскал капитализма".
В новый концертный марафон, который объехал ряд стран по обе стороны Атлантики, музыканты отправились в новом имидже - теперь их лица были выкрашены серебряной краской.
Возвращение к взрывным кавер-версиям знаменовал альбом "NATO", отразивший озабоченность группы военными событиями на родине, разрываемой конфликтами. Альбом вышел незадолго до распада Югославии и включал каверы знаковых песен последних десятилетий, например, "In The Army Now" Status Quo. Комментарии участников Laibach к европейским событиям, как всегда, отличались своеобразием: "С тех пор как НАТО проникло в Восточную Европу, большие войны прекратились, зато начались многочисленные малые войны. Факт в том, что индустрии и капиталу нужен какой-то выход энергии, причем в самой грубой форме. Причина гражданской войны в Югославии - не этнические конфликты, это следствие экономического и политического дисбаланса в Европе".
Промо-тур в поддержку "NATO" был зафиксирован на пленке и обнародован на бокс-сете "Occupied Europe NATO" (1995), который вышел ограниченным тиражом.
В 1996 году команда опубликовала свой новый диск "Jesus Christ Superstars", наполненный религиозными мотивами и изрядной долей кавер-версий. С гастрольным туром в поддержку этого альбома Laibach с успехом проехали по всему миру, и не один раз, отметившись на бесчисленных больших и маленьких фестивалях по всей Европе, а также приняв участие в дне Словении на международной выставке Expo 2000.
2000-й год оказался вдвойне примечательным в биографии Laibach: муниципалитет родной Любляны, некогда запрещавшей им любые формы активности, вручил им специальную награду за вклад в культурную жизнь города. В том же году в Италии вышел альбом-трибьют, посвященный творчеству этих нонконформистов и записанный группами Kirlian Camera, Runes Order, Andrew King.
Осенью 2003 года Laibach выпустили новый техно-альбом "WAT", впервые за много лет включавший исключительно авторский материал. И сопровождавшийся исключительно длинным и успешным гастрольным туром по Соединенным Штатам, а затем и по всей Европе. Гастроли растянулись почти на весь 2004 год, а между тем команда готовила несколько сюрпризов своим фанам. Во-первых, двойной сборник лучших хитов "Best of Laibach", снабженный 40-страничным буклетом, во-вторых, DVD с записью исторического концерта в сопровождении Словенского государственного симфонического оркестра в 1997 году.
Куда еще судьба занесет Laibach и кого им еще захочется загримировать в ритмы техно, неизвестно никому, потому что из всех сил, которым подчиняется человек, они признают только одну: "Только Бог имеет власть над Laibach, люди и вещи - никогда".
Дискография группы Laibach:
1985 Laibach [ROIR]
1985 Nova Akropola
1986 Baptism
1987 Opus Dei
1988 Let It Be
1988 Sympathy for the Devil
1990 Macbeth
1992 Kapital
1994 NATO
1995 In the Army Now/War
1996 Jesus Christ Superstars
2001 John Peel Sessions
2003 WAT

К оглавлению

 



Сайт управляется системой uCoz